Меню сайта

«Организация инклюзивного образовательного процесса в школе со сложными социальными контекстами в условиях малого города»

 

 

 

 

 

 

Инклюзивная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На 01.09.2018 г. в школе 372 обучающихся, 54 воспитанника. 57 чел. детей из семей мигрантов, 1 чел. –дистанционное обучение. 32 чел. –дети детского дома, 30 чел. –  семейное образование.

Категория нарушения

Человек

ДОО

НОО

ООО

С задержкой психического развития (ЗПР)

106

4

24

78

С нарушением интеллекта (ЛУО)

23

2

8

13

С нарушением интеллекта (УУО)

5

1

2

1

С нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие с I-II ст. т.)

2

 

2

 

С нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

7

2

 

5

С нарушением зрения (слабовидящие)

3

2

1

 

С нарушением речи

80

1

46

33

С расстройством  аутистического спектра (РАС)

1

1

 

 

Дети-инвалиды

14

7

5

8

Обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении (обучение на дому)

9

 

3

6

Обучающиеся (воспитанники) со сложным дефектом развития

14

7

2

5

Из 22 классов-комплектов – 8 классов для детей с ОВЗ (СКК VII вида), 2 класса (1-4, 5-9) для детей с УО, 13 чел. с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах.

 Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с особыми образовательными потребностями

Организационное обеспечение

Нормативно

-правовые локальные акты

 

 

 

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством Ярославской области, Уставом ОУ и локальными нормативными актами образовательной организации (Положение об инклюзивном обучении обучающихся с ОВЗ, Положение о ПМПк, Положение о разработке и реализации ИУП, Положение о разработке и реализации АОП, Положение  о сетевом взаимодействии с организациями  и др.)

Организация медицинского обслуживания

 

 

В образовательной организации 3 медицинских кабинета: дошкольное отделение (изолятор, приемная, процедурная), школьное отделение – корпус № 1 (приемная, процедурная), корпус № 2 (приемная, процедурная). В штате ОО одна старшая медицинская сестра для дошкольного отделения,  школьное отделение –договор с ГБУЗ «Переславская районная больница»  (врач и медицинская сестра)

Организация питания

 

 

 

Приготовление пищи в школе организовано в 2 оборудованных столовых (корпус №1, корпус № 2). Для детей школы предоставляется двухразовое горячее питание, а также реализуется свободная продажа готовых блюд и буфетной продукции (в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет). Дошкольное отделение -5 разовое питание в соответствии с нормами и разработанному 10-дневному меню.

Организация взаимодействия с родителями

 

С 2012 года в школе работает Управляющий совет. Родители являются активными участниками образовательного процесса (посещение уроков, контроль в столовой, участие в мероприятиях, участие в разработке, согласовании и сопровождении ИОМ и др.)

Организация взаимодействия со СКОУ

 

 Совместно с государственными специальными образовательными учреждениями г. Переславля-Залесского (СКШИ № 3, СКШИ № 4) проводятся курсы повышения квалификации, дни инклюзивного образования по обмену опыта работы с детьми ОВЗ.

Организация взаимодействия с ПМПК

 

 

В школе функционирует ПМПк, в который входят: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник, учитель-дефектолог, учителя, классные руководители. Школьный ПМПк осуществляет информационный обмен между всеми участниками консилиума, разрабатывает стратегию помощи конкретному ученику.

Организация взаимодействия с органами социальной защиты

 

Школа тесно сотрудничает с органами социальной защиты администрации города. Ежемесячно направляются списки детей, нуждающихся в помощи. Совместно с  КЦСОН «Надежда» в 2017-2018 году был выигран грант  и реализован проект «Город без границ» – создание и эффективная реализация комплексной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Информационное обеспечение

Информация о работе с детьми ОВЗ освещается на страницах сайта школы https://school3-prs.edu.yar.ru/, а также в группах: Фейсбук, Вконтакте, Одноклассниках, материалы публикуются в местных СМИ, а также в региональных и федеральных изданиях (издательство ИРО г. Ярославль, журнал «Образовательная панорама», издательство «Сентябрь» г. Москва).

 

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

 

Архитектурная среда

(паспорт доступности здания образовательной организации № 03.01/2/4-1, № 03.01/2/12-1от 07.12.2017 г.

Территория, прилегающая к зданию (участок), пути движения к объекту.

(ДЧ-И (О,Г,У) ДУ (С), ВНД (К)

Здания школы расположены в 100 м. от остановки общественного транспорта. Имеется регулируемый светофором пешеходный переход. Территория вокруг школы заасфальтирована, имеет обводную дорогу. Имеется место для парковки служебного транспорта с выделенным местом для инвалидов, а также транспорта для подвоза детей. На территории школы оборудованы: спортивная площадка  для дошкольников, детские игровые площадки, игровая площадка для волейбола, баскетбола и мини-футбола для обучающихся, спортивное поле.

Вход в здание

(ДЧ-И (О,Г,У) ДУ (С), ВНД (К)

Краевые ступени оборудованы контрастным цветом. Имеется кнопка вызова персонала. На прозрачных полотнах двери имеется яркая контрастная маркировка. Составлена смета на 2019 год на оборудование пандуса и перил.

Путь (пути) движения внутри здания (ДЧ-И (О,Г,У) ДУ (С), ВНД (К)

Лестничные марши. Верхние и нижние ступени лестниц окрашены в контрастный цвет.

Зона целевого назначения здания (ДЧ-И (О,Г,У) ДУ (С), ВНД (К)

Вход в здание оборудован видеокамерой для визуализации посетителей и оказания помощи (персонал два раза в год проходит инструктаж) для организации приема маломобильных групп населения.

Санитарно-гигиенические помещения  (ДЧ-И (О,Г,У) ДУ (С), ВНД (К)

Помещения оборудованы душевыми кабинами с низким поддоном, имеются раковины на высоте 0,65 см. Имеются индивидуальные кабины.

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Учебные кабинеты, группы

Оборудованы новой регулируемой мебелью. Во всех учебных кабинетах установлены ТСО (интерактивные доски, выдвижные экраны), компьютер, проектор, принтер и т.п.), сеть интернет. Оба корпуса школы имеют объединенную локальную сеть.

Библиотека

100% обеспечена учебниками и учебными пособиями. Имеется медиатека, ТСО. Корпус № 1 – фонд для основной школы, корпус № 2 –фонд для начальной школы.

Кабинет педагога – психолога

Два кабинета психолога, оборудованные   средствами ТСО, диагностическими методиками, в т.ч. компьютерной системой, методиками развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Кабинет учителя-логопеда, дефектолога

Два кабинета, оборудованные средствами ТСО. Имеется необходимое оборудование для индивидуальных и групповых занятий (логопедический стол, зонды, диагностические материалы, и т.д.)

Актовый зал

Укомплектован мультимедийным проектором, ноутбуком, звуковой системой. Имеется выход в сеть Интернет.

Учебные мастерские

Кабинет технологии для девочек, для мальчиков. Имеется швейное, столярное, слесарное оборудование, учебно-опытный участок для дошкольного и школьного отделения.

Сенсорная комната

Релаксационные тренинги для уменьшения тревожного состояния, снижения агрессии; обучение саморегуляции, использование стимулирующих упражнений. Для проведения индивидуальных и групповых занятий имеется все необходимое оборудование (интерактивные сенсорные панели,  дидактический стол c набором игрушек, сенсорный уголок, фиброоптическое оборудование, кинетический песок,  Монтессори-материалы (13 комплектов), развивающие игры Воскобовича и др.)

Спортивный зал, тренажёрный зал, тир.

В спортивных залах (1 – для дошкольного отделения, 2 – для школьного) имеется достаточное количество инвентаря. Тренажерный зал оборудован в 2018 г. новыми тренажерами

Телестудия «Цыпа-TV)

Телестудия для  индивидуальных и групповых занятий оборудована студийным светом, 3 зеркальными фотоаппаратами, 2 видеокамерами, 3 диктофонами, компьютерным оборудованием

 

Кадровое обеспечение образовательного процесса. Наличие в образовательном учреждении специалистов:

Численность работников

62

Учитель, воспитатель

26

Учитель-дефектолог

2

Учитель-логопед

2

Педагог-психолог

2

Социальный педагог

2

Сурдопедагог

1

Тьютор, ассистент

1

Инструктор по адаптивной физической культуре

1

Координатор по инклюзии, прошедший профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования

1

Профессиональная переподготовка «Дефектология»

83% пед. состава.

 

Педагоги школы постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в конкурсах педагогического мастерства. Директор школы Рюмина Ж.Ю. – победитель регионального конкурса «Инновационный опыт педагога школы по внедрению инклюзивного образования» (1 место -2016 г.) С 2017 г. МОУ ОШ № 3 – базовая площадка кафедры инклюзивного образования ГОУ ЯО ИРО по направлению «Адаптационные взаимодействия педагогов с инклюзивной образовательной средой». В 2018 г. администрация школы проводит очно-заочные курсы повышения квалификации для педагогов Ярославской области (66 чел.) «Инклюзивное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации».

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса, наличие адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, авторских методик.

МОУ ОШ № 3 осуществляет свою деятельность по основным образовательным программам дошкольного, начального и основного общего образования. В рамках коррекционного и инклюзивного образования разработаны 10 АООП и АОП ДОО, 11 АООП и АОП НОО, 8 АООП и АОП ООО (АООП ДОО ЗПР, АОП ДОО ЗПР и ТНР, АООП НОО ЗПР, АОП НОО ЗПР ЛУО и др.). Имеются программы психолого-педагогического сопровождения специалистов для работы всех категорий детей с ОВЗ. Разработана авторская программа интерактивного музея «Чудо-пуговка» для работы с детьми со сложным дефектом, которая стала победителем на областном этапе «Ярмарки педагогических инноваций» -2017 г.

В ходе реализации коррекционной программы в учебном плане МОУ ОШ № 3 реализуются часы коррекционно-развивающих занятий, выделены часы для работы со специалистами, на адаптивную физическую культуру, ритмику, ликвидацию пробелов в знаниях, индивидуальные и групповые занятия по выбору, тренинги психологического здоровья и этики. Разработаны учебные планы и рабочие программы для детей, находящихся на домашнем обучении (9 чел.), а также индивидуальные маршруты для детей-инвалидов в соответствии с реабилитационной картой ребенка-инвалида, для детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ЦПМПК. В рамках реализации ИОП МОУ ОШ № 3 в полном объеме обеспечена учебной литературой, учебными программами по всем дисциплинам учебного плана, УМК для педагогов, воспитанников и обучающихся, дидактическим и иллюстративным материалом. Библиотечный фонд включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, ЭОР.

Социальное партнерство образовательной организации: работа с родителями, сотрудничество с местным сообществом, с общественными организациями, в том числе с организациями инвалидов.

Социальное партнерство реализуется в нескольких направлениях:

Профессиональное партнерство: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского, ГПОУ ЯО РПК (педагогический колледж).

Социальное партнерство: ГОУ ЯО ИРО, НИУ ВШЭ, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ЦПМПК г. Ярославль, ГОУ СКШИ № 3, ГОУ СКШИ № 4, ГОУ ЯО «Переславль-Залесский санаторный коррекционный детский дом», ГБУЗ «Переславская районная больница», КЦСОН «Надежда», ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта», Отделение ЯОО ВОИ г. Переславля-Залесского и Переславского МО Ярославской области, ГУК ЯО Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и др.

Творческое партнерство: МУДО «Перспектива», МУДО «Ювента», МУДО «СДЮТЭ» (договор о сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования).

Спортивное партнерство: МУДО «ДЮСШ-1», МУДО «ДЮСШ-2», конноспортивный комплекс «Свечинский».

Наличие службы сопровождения: работа психолого-медико-педагогического консилиума, доля специалистов службы сопровождения относительно общего педагогического состава, связь с психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Служба сопровождения в МОУ ОШ № 3 создана в 2016 г. В рамках своей работы служба осуществляет разнообразные формы индивидуального сопровождения развития ребенка, направленные на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, в сложных жизненных ситуациях, на этапе выбора индивидуального образовательного маршрута, профиля обучения и профессионального самоопределения. Основные направления деятельности – диагностика, профилактическая и коррекционная работа, консультативная деятельность. Служба сопровождения состоит из руководителя службы, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, медицинского работника (по должностям). В Службу сопровождения привлекаются все узкие специалисты, которые участвуют в сопровождении развития ребенка (23,5% от всего педагогического коллектива).

Организационной формой данного сопровождения является школьный ПМПк. На основании нормативных документов и с согласия родителей (законных представителей) разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов, а также выдается направление на ЦПМПК г. Ярославль для заключения на обучающегося.

Структурным подразделением МОУ ОШ № 3 является Служба сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц.  Цель деятельности Службыусиление воспитательного потенциала и улучшение социально-психологического ресурса семьи при решении задач на разных этапах ее развития; профилактика формирования аддиктивных форм поведения у детей и подростков и социально-психологической дезадаптации.

МОУ ОШ № 3 г. Переславля-Залесского – обычная городская школа, единственная в образовательном пространстве города, которая работает в сложных социальных контекстах. В 2018 году школа реализует четыре региональные базовые инновационные площадки. О востребованности школы, эффективности работы специалистов свидетельствуют отзывы педагогической общественности, родителей и средств массовой информации.